Ни для кого не секрет, что наш организм в состоянии сам регулировать свою внутреннюю температуру, несмотря на то, лежим мы мирно посапывая ночью под одеялком, или выпрыгиваем, разгоряченные, из бани - в сугроб.
Однако если слишком часто и необдуманно прыгать по сугробам, рано или поздно можно почувствовать, что с закаливанием ты переборщил, а в подмышечной впадине уже явно не 36,6 по Цельсию.
Возникает вопрос, почему же происходит сбой?
Первой ответ дает эволюция: мы - гомойотермные животные, это значит, что мы поддерживаем температуру тела, независимо от температуры окружающей среды. Вместе с нами это умеют делать птицы и все млекопитающие зверюшки. За это мы (и птицы тоже, да-да) обязаны гипоталамусу - небольшой области в промежуточном мозге, являющейся высшим вегетативным центром. Именно этот парень регулирует деятельность наших сосудов, анализирует химический состав крови, да и вообще обладает рядом сверхъестественных способностей.
Возникает второй вопрос: что надо сделать, чтобы гипоталамус уложил тебя на неделю пить чай с малиной?
Для этого нужно сделать так, чтобы в твою кровь попали пирогены.
Пирогены бывают экзогенные (продукты жизнедеятельности бактерий, вирусов и других инфекционных возбудителей) и эндогенные (продукты деятельности наших лейкоцитов, продукты деградации фибрина, комплексы антиген-антитело и.т.д.) Всё это-первичные пирогены, с них начинаются проблемы.
Но есть вторичные пирогены. Они то зачем? И что к ним относится?
Предположим, заполучили мы стафилококковую ангину, иммунокомпетентные клетки прибыли на место происшествия и начали стафилококк уничтожать, буквально к стене его припирать. Какие-то кокки еще держатся, а каким-то пора заказывать памятник. Умирая, они выделяют свои токсины и еще разбрасывают липополисахариды разрушенной клеточной мембраны.
Лейкоциты чувствуют это дело и начинают выделять ВТОРИЧНЫЕ ПИРОГЕНЫ: интерлейкин-1, ИЛ-6, интерфероны, Фактор Некроза Опухолей.
Эти вещества уже обладают интересным свойством: с током крови они равнодушно проплывают мимо всех наших органов, и оказавшись рядом с нейронами гипоталамуса, они ему сообщают о том, что лейкоциты в поте лица бьются со стафилококком. И тут начинается целый каскад реакций, от которого в шоке не только патофизиологи, но и биохимики, пожалуй, тоже.
Активируется фосфолипаза А2, которая разбирает на запчасти клеточные мембраны. Затем из этих запчастей выдергивает жирную кислоту-арахидоновую. Из нее, под контролем фермента циклооксигеназы (ЦОГ), синтезируются простагландины Е1 и Е2. А вот простагландины вмешиваются в метаболизм нейронов гипоталамуса и делают так, чтобы в нейронах повысился уровень цАМФ.
Запомните на весь курс: если в любой клетке уровень цАМФ повышается-в ней снижается уровень кальция (так как цАМФ контролирует ионные каналы). Если цАМФ снижается-кальция много.
Что нам с этого? А то, что это-история про потенциалы действия. Кальций-это ион, и если его концентрация снизилась в нейроне гипоталамуса, это приводит к изменению деятельности этого нейрона.
Что в итоге?
Гипоталамус сдвигает понятие «нормальная температура тела» с 36,6 на более высокие показатели. Это направлено на то, чтоб активировать метаболизм, катализировать реакции путем повышения температуры, в которой они протекают, ну и просто бактериям не особо то комфортно жить в таких спартанских условиях.
В английских источниках «установочная точка»-то есть та температура, которая кажется гипоталамусу нормальной, называется set point.
Каким образом это конкретно происходит-до сих пор неизвестно. Кто-то говорит, что увеличивается чувствительность холодовых рецепторов и они просят «погорячее». Кто-то говорит, что снижается чувствительность тепловых рецепторов. Кто-то говорит, что есть нейроны, которые контролируют, что такое «норма» и под действием простагландинов, начинают творить всякую ерунду, и норма перестает быть таковой.
В любом случае, мы лежим, нам плохо, всё болит и нас морозит.
И помогут нам в этом ингибиторы циклооксигеназы, которые запретят простагландинам вырабатываться. В народе их зовут НПВС-ами, к ним относится знаменитые парацетамол, анальгин, нимесил. Но это уже фармакология, а патофизиологию вы теперь знаете :)